МАСИК
ЛИНН
Оксанка
Лорик так ты закажи в магазине
невыкинут а отдадут без денег
Пять советов от доктора Чойжинимаевой
Заповеди "Чжуд-ши" очень просты и понятны любому человеку, не только буддисту. Вот что советует читателям "Недели" кандидат медицинских наук Светлана Чойжинимаева, руководствующаяся в своей практике великой книгой.
1. Надо содержать свой ум в чистоте и спокойствии: слушать хорошую музыку, общаться с хорошими людьми, думать о хорошем.
2. Важно помнить, что окружающие нас люди не обязаны действовать в согласии с нашими планами. Потому что, когда это случается и в нас возникает гнев, возмущается желчь - а это причина болезней жара.
3. 90% болезней возникает от неправильного питания. Надо помнить, что все продукты разделяются на Ян и Инь. Восемь месяцев в году у нас стоит холодная погода, поэтому мы должны есть больше янской пищи (горячие блюда, особенно супы, похлебки, мясо). А мы поглощаем очень много иньской пищи (холодные блюда, бутерброды, мучные изделия, фрукты, овощи). Это приводит к ожирению, болезням пищеварения.
4. Принимая душ, не следует лить горячую воду на голову - это плохо влияет на сосуды головного мозга. Лучше всего душ теплый.
5. Важно в холодное время года сохранять тепло, особенно опасно, когда мерзнут ноги и голова. От первого страдают почки и половые органы, от второго - сосуды, а также возникает облысение у мужчин.
Тантры на каждый день
Значительную часть трактата "Чжуд-ши" составляют тантры (от санскритского "ткацкий станок, длинная нить"). Это тексты, заклинания, написанные в стихотворной форме, чтобы будущий врач легче их запоминал. Они описывают основные медицинские понятия, регламентируют приемы врачевания, даже рецепты.
"Как птицы, которые, взлетая в небо, не могут оторвать свои тени от земли, так твари живые не избавятся от страданий, пока пребывают во власти неведения".
"По сути все болезни можно свести к двум - жару или холоду".
"Старость - возраст Ветра, зрелость - Желчи, а детство - Слизи, так распределяются доша по возрастам".
"Нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить на ранней стадии, когда она еще не обзавелась "друзьями".
"Врач, не знающий методов диагностики, похож на человека, заблудившегося в пустыне. Врач, не знающий методов лечения, похож на стреляющего в темноте - он никогда не попадет в цель".
А у вас какая конституция?
В тибетской медицине используется три вида диагностики - опрос, осмотр и выслушивание пульса. Впрочем, современные врачи, практикующие в этой области, не гнушаются ни анализами крови, ни ультразвуковым или рентгеновским исследованием.
Составили они и специальные тесты, которые позволяют определить, к какому типу конституции относится пациент и изменение какой из них служит причиной болезни. Попробуйте определить свою доша.
Ветер
1. По натуре я человек активный, быстро управляюсь с делами.
2. У меня быстрая речь, стремительные реакции.
3. Я много двигаюсь, не могу долго находиться на одном месте.
4. Я ранимый, впечатлительный, бываю обидчив.
5. Люблю быть в гуще событий, шум меня нисколько не утомляет.
6. Быстро устаю, но так же быстро восстанавливаю силы. Для этого бывает достаточно перекусить, выпить чаю с чем-нибудь сладким, побыть недолго в одиночестве, вздремнуть и прочее...
Желчь
1. Я решителен и энергичен, у меня твердый характер.
2. У меня острый ум, я умело анализирую ситуацию.
3. Люблю точность и аккуратность.
4. Если мне что-то не нравится, всегда делаю замечание.
5. Я из тех, кто ценит в людях ум, а не внешность.
6. Меня считают сильным и волевым человеком...
Слизь
1. Я спокойный уравновешенный человек.
2. Люблю делать все неторопливо и основательно.
3. Я легко набираю вес и с трудом теряю его.
4. Не люблю пустой болтовни, говорю мало.
5. Пропустить прием пищи для меня не проблема...
6. Утром не испытываю голода, но вечером нередко переедаю...
Если познать себя по тибетским канонам быстро не удалось, не огорчайтесь - каждый из разделов теста включает по 33 вопроса. К тому же не исключено, что вы относитесь к сложному типу, включающему две или даже три доша.
ПРИМЕЧАНИЕ
Надо учитывать, что до появления на Тибете доступной для населения современной научной медицины (т.е. до середины ХХ века) средняя продолжительность жизни тибетцев - и богатых, и бедных - составляла всего 34 года.
Приблизительно такой же была и средняя продолжительность жизни в Российской империи на рубеже XIX-ХХ веков (но здесь без тибетской медицины).
По материалам прессы