Svetlana Zhuravleva
Деревенский дом. Воспоминания.

Детство. Вспоминаю бабушкин старенький деревянный домик в деревне в Тверской области. Дерево уже "поседело" от времени и блестит на солнце, как атласное. Я приезжала туда летом.

Дом этот - родовое гнездо по маминой линии. Здесь родилась моя мама и четыре ее сестры. Крючок для люльки в потолке возле печки напоминает об этом.

Сюда же после войны пришел мой дедушка Гриша, раненный, но живой! Здесь моя бабушка перенесла все тяготы фашистского гнета, когда немцы стояли в деревне. И только чудом не сожгли всех жителей…

В доме были сени. Однажды утром здесь кошка Клава «принесла» котят…

Комната была всего одна. В ней было все – и кухня, и гостиная и столовая и спальня.

Помню русскую печь и стройные ряды чугунков и ухватов. Помню бабушкину стряпню. Жареную картоху и свежеподжаренных до корочки окуньков. Помню душистую кашу со сливочным маслом и толстые блины с вареньем.

Еще стол, а на столе миска с черникой и молоком с сахаром. Медленно ложкой давишь по ягодке и наблюдаешь как молоко окрашивается в черничный... Сладкое цветное молочко..

В светлице стоит бабушкина прялка, на которой однажды я решила попрясть, пока бабушки не было дома. Напряла такого, что с бабушкой потом был серьезный разговор.

Были еще пологи - такие сооружения над кроватями от комаров - это два ивовые прута изогнутые дугой в области изголовья и натянутая на них марля.

Помню маленькие оконца с простыми белыми занавесками.

В распахнутые окна летом залетали шершни. И я их боялась и залезала под одеяло.

А на одной из стен мы-дети -отмечали свой рост каждый год и подписывали. Я была самая маленькая...

А около дома рос большой ясень. У ясеня серая кора и черные почки и из него получались хорошие челобреки.

А под ясенем был водоем с головастиками. И когда бабушка разрешала полить огород, я брала свою лейку, запускала в водоем, и лейка наполнилась и головастиками тоже.

В огороде росли огурцы. Помню. И горох помню. И кто-то из старших двоюродных сестер научил меня в цветок огурца закладывать горошинку-и кушать, пока бабушка не увидит. Было вкусно.

А еще возле дома папа сделал мне качели и домик и у меня была песочница и гамак.
Все это я очень любила! И было у меня даже детское коромысло, тоже с любовью и заботой сделано золотыми руками моего папы.

А еще была баня по-черному. Ее топили к вечеру в субботу и мы по росе ходили парится. И обновленные и сонные возвращались в дом и ныряли в кровать. И после этой бани спишь, словно ангел, и сны снятся чудесные..

А еще у соседа был полароид. Это было на грани волшебства!
Фотографии вылезали прямо из фотоаппарата. Гениально!

Помню яблони в саду и бабушкино вваренье их яблок и брусники на чугунке в алюминиевом тазу на свежем воздухе. Вспоминая аромат этого варенья -только лишь это делает меня уже счастливой.

А еще было озеро – Большое и Малое. И кувшинки и лилии. И густой сладкий запах болота. И морошка, моя любимая, и росянка- самое необычное растение в моей жизни.

Все помню! Как будто вчера было!

Помню и люблю все это!

И вот просто вспоминая это время, я понимаю, что вот она безмятежность, вот она чистота, вот она ценность.

Просто вспомнить... и настроение будет целый день хорошим, а состояние наполненным.