Сергей Лысенко

Уважаемые встречающие или Полночь на ростовском вокзале.

Приятно побывать на вокзале, даже если ты никуда не едешь, а допустим, провожаешь кого-то или встречаешь. В этот раз я встречал. Встречал маму. Поезд после полуночи. Приехал на вокзал в десять вечера, пока ещё общественный транспорт в городе ходит, чтобы лишний раз на такси не кататься.

А теперь – три часа ожидания поезда. Не сказал бы, что мне это было слишком тягостно. Напротив, было очень интересно и приятно. Я люблю наблюдать за людьми, а на вокзале людей всегда много. Да ещё и маленькая книжечка с анекдотами и всевозможными байками, мой постоянный спутник в дороге, помещающийся в карман и в любой момент могущий меня развеселить, - да эта книжечка уж точно не даст мне заскучать! Сегодня хоть никуда и не еду, но всё равно прихватил её с собой, чтобы во всех красках создать у себя ощущение дороги и вокзального ожидания…

В последний раз перед этим я был на нашем вокзале в конце августа, когда там был по-летнему огромный поток людей и по-ростовски жаркая погода. Скажу, что осенняя, октябрьская атмосфера на вокзале очень сильно отличается от летней. Здесь уже гораздо меньше людей, да и люди все словно какие-то другие. Не похожие на тех, «летних»…

Молодёжи меньше, зато больше людей пожилого возраста. Среди них порой попадаются очень колоритные личности, чем-то напоминающие героев опер Мусоргского или же вообще персонажей русской классической литературы. Каких-то ямщиков, извозчиков, станционных смотрителей…

Мне даже в какой-то момент показалось, что я нахожусь в театре на представлении, и один из старичков вот-вот запоёт: «Отня-я-я-яли, отня-я-я-яли у юродивого копеечку…» А другой, более величественный, закутанный в длинный шарф и имеющий весьма импозантную седую шевелюру, казался мне, вообще, загримированным Шаляпиным, могущим в любой момент что-то прогреметь своим знаменитым на весь мир басом…

И вдруг, словно в ответ на мои мысли, откуда-то донёсся «Собачий вальс»… Звуком немного расстроенного пианино, как в старых немых фильмах с участием Веры Холодной. Сомнений нет – я сто процентов перенёсся на столетие назад, в далёкие 1910-е со всем этим декадансом, синематографом, фокстротом, Игорем Северяниным с его ананасами в шампанском, с этими томными дамами в таинственных одеяниях и с длинными мундштуками, с весёлыми кудрявыми барышнями, выколачивающими одним пальцем «Собачий вальс» - единственное, что они умеют, но зато, как и положено культурной барышне, «на фортепьянах»…

Я совсем улетел в своих мыслях куда-то прочь… Но из забытья меня вывел сильный холод. Батюшки, да ведь я совсем замёрз! Похоже, что в Ростове на вокзале в октябре ещё не топят. А мне уже пора выходить к поезду, только что объявили прибытие. Накинув на голову капюшон, я спустился с галереи вокзала по длинной лестнице на платформу.

Вдали, из-за поворота, показался огонёк поезда… А у меня зуб на зуб не попадает. Свет от огонька стелется вдаль по рельсам, и мне почему-то кажется, что этот спасительный свет – единственное, от чего здесь можно согреться… А затем я в своей спортивной куртке с капюшоном начинаю танцевать что-то отдалённо напоминающее хип-хоп, чтобы окончательно не закоченеть, так как понимаю, что на заветный огонёк надежды мало…

Поезд прибывает, открываются двери и… атмосфера декаданса, заглохшая для меня буквально на несколько минут, снова возобновляется! У проводниц такая необычная форма одежды… О, эти сиренево-малиновые шляпки! «О, яд мечты фиалок, о Cre`me de Violette!» - наверное, промолвил бы сейчас с экспрессией поэт Игорь Северянин. А вот я, например, и сам фиолетовый от этого дубняка, поэтому промолвить ничего не могу… Могу только молча обнять вышедшую из вагона маму и помочь ей нести чемоданы…

А проходя ещё раз через вокзал, я на минутку выпустил из рук чемоданы и, прямо не снимая капюшона, подошёл к фортепиано… Почему-то мне хотелось поиграть именно в капюшоне, я видел в этом что-то необычное. Замёрзшими пальцами я немного наиграл «Буги-Вуги» и ещё «Либертанго» Астора Пьяццоллы для создания «уютной, позитивной и творческой атмосферы на вокзале», как и было написано на плакате рядом с инструментом…