Алексей Самсонов



В прошлом году меня потянуло в несвойственную моему организму среду. Вернее несвойственным был способ преодоления этой среды. Я говорю о морских путешествиях и о передвижении по воде посредством парусных судов. В дальнейшем я ещё разовью эту тему и расскажу о своих приключениях, а пока что остановлюсь на отдельных личностях.

Когда вас занимает какая-то тема, так или иначе, вы знакомитесь с мастерами этого дела. Мне, в принципе, нравятся произведения на тематику морских путешествий. Тут стоит выделить произведения Джека Лондона, такие как "Морской Волк" и "Мартин Иден", а ещё Джека О'Брайна из цикла "Хозяин Морей". Но речь не об этом.

Я стал знакомиться с достижениями великих путешественников. И одним из первых трудов на эту тему , что попали мне в руки - стала книга, в которой описывается биография Руаля Амундсена. Человек, который первым достиг истинного Южного полюса. И вполне вероятно, что и Северного тоже.

Я читал взахлёб его автобиографию! Пусть там и было множество страниц, посвященных детальному описанию оборудования, к чему автор подошёл довольно таки скрупулёзно. Все те лишения, радости, тревоги, всё, то что испытывали Амундсен и его товарищи было так изложено, что я не мог не проникнуться уважением к этому человеку! А ведь ему вставляли палки в колёса все, кто только мог, даже родной брат! И не смотря на все невзгоды и тяжёлые травмы, полученные в экспедициях, он сделал то, что казалось невозможным!

После прочтения я решил заглянуть в музей Арктики и Антарктики, что находится в Санкт-Петербурге. И что же я там увидел? Что об экспедиций на дирижабле "Норвегия" (который совершал посадку в Гатчине между прочим), которую организовал лично Амундсен и его американский коллега, заявляют, как о достижении итальянца Умберто Нобиле. Причём тоже самое заявляют и на музее-ледоколе Красине. И никто из сотрудников музеев ничего конкретного ответить не может... А о самом великом свершении упоминают наравне с достижениями английского полярника Скотта.

Автобиография, о которой речь шла выше, привела к повторному скандалу в Великобритании: Амундсен язвительно писал, как в Англии школьников учат, что Южный полюс покорил Скотт, и подробно описал историю с уже покойным лордом Керзоном, который поднял тост за собак полярника В американском издании он назвал англичан bad losers (по-английски: «люди, падающие духом при поражении и обвиняющие в нём других»).

Я не стану сильно распространяться о том, что именно делалось правительством Италии, и что я думаю о Нобиле. Вы можете прочитать книгу, о которой шла речь в этом посте и сами оцените ситуацию.

Но вот что меня поразило особенно в Амундсене: Нобиле предпринял ещё одну попытку подобной экспедиции, которая закончилась катастрофой. Дирижабль потерпел крушение. И знаете кто пошёл на выручку одним из первых? Амундсен! Хотя знал о происках этого макаронника... И ведь погиб в поисках своего недоброжелателя. А Амберто был спасён русской экспедицией...