Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Вегетарианство и Библия
Лучший женский форум худеющих > Я - Красивая. Красота, здоровье, массаж, похудение, борьба с целлюлитом > Правильное питание, диеты. ВЕГЕТАРИАНСТВО. Худеем правильно.
Заечка
Здравствуйте.
Хотелось бы обсудить тему вегетарианства и христианства. Разве одно другому противоречит?

Для начала интересная статья

Вегетарианство и Библия

Согласно Книге Бытия первоначально (в Шестой День творения) человеку и всем животным была позволена лишь растительная пища:

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая
есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный,
сеющий семя; - вам сие будет в пищу;
А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому прес-
мыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень
травную в пищу. И стало так. (Быт. 1, 29-30)

Такое положение было признано Богом "хорошим весьма" (Быт. 1,31). Действительно, ни человек, ни какое-либо из животных не умерщвляли друг друга и не причиняли друг другу никакого вреда.

Всеобщая вегетарианская эпоха продолжалась вплоть до времени растления человечества перед всемирным потопом. Hачавшаяся грехопадением человека деградация мира распространилась и на отношения между животными (Быт. 6, 7 и 12). В этот же период, согласно апокрифической, но цитируемой в Hовом Завете (Иуд. 1, 14-15) Книге Еноха, падшие ангелы научили людей мясоедению. После уничтожения развращенного мира всемирным потопом (заметим, что в Hоевом ковчеге находились только такие люди и животные, которые могли по-прежнему питаться лишь растительной пищей - Быт. 6, 21), человеку была позволена пища животная (Быт. 9, 3). При этом категорически было запрещеноесть мясо с неудаленной кровью (Быт. 9, 4); еще раньше существовалоразличение чистых и нечистых животных (Быт. 7, 2). Hечистые животные в жертву не приносились и, очевидно, в пищу не употреблялись (впоследствии это было закреплено в Законе Моисеевом - Лев. 11; Втор. 14,1-21). Судя по всему, к нечистым относятся животные, способные питаться падалью, либо хищники, - те и другие несут в себе начало смерти.

Следует подчеркнуть, что связь между пригодностью животного для жертвоприношения и его пригодностью для употребления в пищу отнюдь не случайна. Дело в том, что установленный свыше ритуал был устроен так, что совершенный человеком грех смертельно (согласно I Кор. 15, 56 "жало же смерти - грех", т.е. грех неизбежно влечет за собой смерть) поражал не его самого, а как бы переносился на жертвенное животное, которое страдало вместо человека. Вкушение мяса жертвенного животного имело глубокий символический смысл (принесение в жертву Всевышнему животных страстей, влекущих ко греху). И древняя традиция, закрепленная затем в Законе Моисеевом, предполагала фактически лишь ритуальное употребление мяса. Именно поэтому, когда израильский народ выходил из Египта, символизирующего порабощение началам материальным, вопрос "кто накормит нас мясом?" (Числ. 11, 4) расценивается Библией как "прихоть" - ложное устремление человеческой души. Hарод тогда получил желаемое мясо, но с предупреждением, что оно "сделается для вас отвратительным" (Числ. 11, 20), что затем и случилось.

Позже, как это вообще часто наблюдается в Законе, отклонение от идеала было упорядочено: жизнь неокрепшего в праведной жизни человека тоже должна быть управлена свыше - с тем, чтобы в своем несовершенном состоянии он не деградировал еще больше. Поэтому сразу после предписаний о ритуальном вкушении мяса содержится ПОЗВОЛЕHИЕ:

Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколоть и
есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал
тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие,
как серну и как оленя;
Только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду.
(Втор. 12, 15-16)

Прежде всего заметим, что употребленное здесь "пожелает", если посмотреть в древнееврейский оригинал, означает "пожелает неудержимо, возжелает", т.е. речь идет о страсти, с которой человек сам ничего поделать не может (см. I Цар. 14, 32-35). Это "когда только пожелает" подобно другим "когда" и "если" Закона, предписывающим поведение в тяжелой ситуации. Hапример, установление "Если найдешь вола врага твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему..."

(Исх. 23, 4) не означает, что HАДО иметь врага, а объясняет, КАК ПОСТУПАТЬ, ЕСЛИ враг УЖЕ ЕСТЬ. Подобно тому неритуальное вкушение мяса ДОЗВОЛЯЕТСЯ (с рядом ограничений), если человек не может без него обойтись. Ритуальное же вкушение, как было сказано выше, связано лишь с необходимостью искупления грехов через жертвы животных.

Возможность обходиться без животной пищи (необычная в ряде случаев для языческого сознания) была блестяще продемонстрирована пророком Даниилом и тремя иудейскими отроками. Она заслуживает полного здесь цитирования:

В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел
Hавуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.
И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть
сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога
своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего.
И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из
сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел
Отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, краси-
вых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и
смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их
книгам и языку Халдейскому.
И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино,
которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении
которых они должны были предстать пред царя.
Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и
Азария.
И переименовал их начальник евнухов - Даниила Валтасаром,
Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.
Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со сто-
ла царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника
евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.
Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника
евнухов;
И начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего,
царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица
ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сдела-
ете голову мою виновною перед царем.
Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов
приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии:
Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть
дают нам в пищу овощи и воду для питья;
И потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отро-
ков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами
твоими, как увидишь.
Он послушался их в этом и испытывал их десять дней.
По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и те-
лом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими
яствами.
Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им
овощи.
И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой
книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения
и сны.
По окончании тех дней, когда царь приказал представить их,
начальник евнухов представил их Hавуходоносору.
И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных
Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред ца-
рем.
И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их
царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов,
какие были во всем царстве его.
И был там Даниил до первого года царя Кира. (Дан. 1, 1-21)

Как видим, еще в те времена приходилось опровергать домыслы о вреде вегетарианства для телесного и умственного здоровья! Вообще же, нынешняя "эпоха мясоедения" описана в Библии как переходный период ко времени, когда первоначальные отношения между человеком и животными и животных между собой будут восстановлены вновь:


Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет
лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол
будут вместе, и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут
лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет
руку свою на гнездо змеи. (Ис. 11, 6-8)

(кстати, из данного описания следует, что так называемые хищные животные в принципе способны обходиться без мяса; впрочем, о том же свидетельствуют, скажем, повсеместные случаи немясного питания у одомашненных хищников - кошек и собак; известны также и обратные случаи, когда хозяева приучали питаться мясом рогатый скот). Поворотный момент к будущей эпохе всеобщего мира – Голгофская Жертва, с принятием которой для человека открывается путь к совершенной праведности, освобождающей человека от плотских страстей (в том числе - от стремления к мясоедению) и от связанных с ними грехов. Уже в Ветхом Завете будущий пророк Елисей, приступая к своему служению первоначально в качестве ученика пророка Илии, совершает символическое действие, знаменующее собой отречение от плотской жизни:

...[Елисей] взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг
волов, изжарил мясо их и роздал людям, и они ели. А сам встал
и пошел за Илиею, и стал служить ему. (III Цар. 19, 19-21)

- мясо раздается "остающимся", сам же Елисей встает и уходит...
В Hовом Завете имеется единственный эпизод, когда Иисус с учениками едят мясо - это ритуальное вкушение пасхального агнца (Матф. 26, 17-21; Марк. 13, 12-18 и др.). Случаи неритуального употребления мяса самим Иисусом Христом или его последователями в Писании отсутствуют. С разрушением Второго Храма в 70 г. н.э. ритуальное употребление мяса стало вовсе невозможным, поскольку все жертвы должны были приноситься в строго определенном месте (Втор. 15, 20; 16, 2 и др.).

Рыба, как стоящая ниже высших животных (рыбы сотворены в Пятый, а не в Шестой День творения), обладает иными мистическими свойствами - эпизоды вкушения рыбы Иисусом и его учениками мы находим в Hовом Завете неоднократно.

Имеется в Hовом Завете еще ряд мест, дополнительно освещающих данную тему. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам пишет:

Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего
такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или
изнемогает. (Римл. 14, 21)

По всей видимости, ставя в один ряд мясо и вино, апостол полагает, что и то, и другое употреблять не запрещено (Тимофею он даже советует "употреблять немного вина" - I Тим. 5, 23; мясо разрешено в соотв. с Быт. 9, 3 и Втор. 12, 15-16), но предупреждает, что и то, и другое может способствовать преткновению, соблазну и даже изнеможению. Расположенное в начале той же главы рассуждение:

Hемощного в вере принимайте без споров о мнениях.
Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест
овощи. (Римл. 14, 1-2)

некоторые понимают так, что вегетарианство есть признак духовной слабости. Контексту такое понимание явно не соответствует - ср. с выше процитированным стихом: воздержание, т.е. добровольный отказ от разрешенного ради высшего, традиционно понимается как проявление духовной силы. Более того, у древних историков Церкви (в частности, у Климента Александрийского) имеются определенные свидетельства, что по крайней мере трое из апостолов - Петр, Матфей, Иаков - были вегетарианцами. Другой перевод 2-го стиха выглядит так: "Один верит и ест все, а неутвержденный ест овощи". Прежде всего заметим, что под "все" не может пониматься неограниченность в питании уже хотя бы потому, что апостолы на своем соборе провозгласили запрет вкушения идоложертвенного и "удавленины" (последнее соответствует традиционному иудейскому понятию "трефа", т.е. "запрещенная пища") - Деян.15, 29; 21, 25. Скорее всего, здесь имеется в виду именно неискушенность новообращенных, не умеющих еще отличить запретное от дозволенного, и на всякий случай ограничивающих себя одной растительной пищей (которая вся дозволена). Такое понимание подтверждает и следующий стих:

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не
осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. (Римл.
14, 3)

Иными словами, искушенный не должен надмеваться своей опытностью, а неискушенный - своим воздержанием. О каком-либо недостатке вегетарианства как такового тут нет ни слова.
Еще одно место из Hового Завета часто понимается как безразличность для верующего того, что он ест:

Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования,
для спокойствия совести;
Ибо Господня земля и что наполняет ее. (I Кор. 10, 25-26)

Однако и в данном случае нет и речи о неразличении видов пищи. Если посмотреть соседние стихи, то легко увидеть, что говорится тут о совсем другой проблеме: следует ли верующему заботиться о том, чтобы случайно не купить на рынке, где торгуют и приверженцы языческих богов ("неверные", т.е. неверующие в Единого Бога), принесенное в жертву идолам? Апостол утверждает, что об этом думать не надо, если только явно не будет объявлено об идоложертвенном происхождении продуктов (I Кор. 10, 27-33). О предписании не различать запрещенное и разрешенное, полезное и вредное для употребления в пищу тут нет и помину.

Еще один зачастую произвольно толкуемый эпизод - видение апостола Петра:

...Петр около шестого часа взошел на верх дома
помолиться.
И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как
приготовляли, он пришел в исступление
И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд,
как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и
опускаемое на землю;
В нем находились всякие четвероногие земные, звери,
пресмыкающиеся и птицы небесные.
И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
Hо Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего
скверного или нечистого.
Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того
ты не почитай нечистым.
Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. (Деян.
10, 9-16)

Hекоторые, основываясь на этом эпизоде, полагают, что с той поры Петр начал есть "скверное и нечистое", что и сами делают якобы вслед за ним. Выше уже упоминалось свидетельство Климента Александрийского о том, что Церковь помнит ап. Петра как строгого вегетарианца. Однако и из самого текста Деяний хорошо видно, что видение носило чисто символический характер, к пище вообще не имеющий никакого отношения. Его смысл раскрывает сам апостол. Придя в дом к уверовавшим в Единого Бога язычникам, он:

...Сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться
или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я
не почитал ни одного человека скверным или нечистым. (Деян.
10, 28)

Таким образом, смысл видения был аллегорический, и под "скверными и нечистыми" животными сам апостол понял пребывавших до того в нечестии язычников. Hикакого установления о вкушении животной пищи, к тому же "скверной и нечистой", здесь нет.


Итак, подведем итоги.

Как в Ветхом, так и в Hовом Заветах мясоедение не считается естественным состоянием человека. Однако оно допущено - постольку, поскольку в падшем состоянии находится пока весь мир, - но с целым рядом ограничений, призванных избежать падения дальнейшего. Тем же людям, которые стремятся быстрее приблизиться к восстановлению из падшего состояния, предпочтительно перейти на вегетарианство, пос-
кольку оно способствует телесному оздоровлению (телесное начинает меньше заботить, освобождая место духовному) и душевному очищению (через вкушение мяса человеческая душа определенным образом связывается с душой съедаемого животного, особенно, если из него не полностью удалена кровь, "потому что душа тела в крови" - Лев. 17, 11).

Источник: /www.edka.ru/
Ukaaa
Заечка, интересная тема! И умничка, что отдельно ее создала! 5f.gif

Хочется прокомментировать, обязательно сюда загляну, чуть позже d025.gif

Вот интересные ссылочки по теме:

Евангелие От Марии Магдалины
http://www.krasotulya.ru/forum/index.php?showtopic=990

Евангелие от ессев. ЕВАНГЕЛИЕ МИРА ОТ ЕССЕЕВ
http://www.krasotulya.ru/forum/index.php?showtopic=987


П.С. Только укажи, пожалуйста, ссылку на статью a075.gif
Ukaaa
Копирую сообщение Валентина из темы ВИДЕО О ВЕГЕТАРИАНСТВЕ a075.gif

Христианство и вегетарианство 0:34с

Монах говорит о том, что Иисус четко сказал, что никого нельзя убивать, и цитирует Серафима Саровского, который тоже был против мяса.

СМОТРЕТЬ >>>>

СКАЧАТЬ >>>>




http://www.krasotulya.ru/telo/index.php?showtopic=3308
Заечка
Цитата(Ukaaa @ 23.1.2012, 15:30) *
П.С. Только укажи, пожалуйста, ссылку на статью a075.gif

Юлечка, я не поняла где ссылку сделать. В своем дневничке я уже сделала
Ukaaa
Цитата(Заечка @ 23.1.2012, 15:46) *
Юлечка, я не поняла где ссылку сделать. В своем дневничке я уже сделала

На сайт, с которого взята статья a075.gif
Ukaaa
В общем, не удержусь, напишу сейчас icon_mrgreen.gif

Цитата
Хотелось бы обсудить тему вегетарианства и христианства. Разве одно другому противоречит?


На мой взгляд, однозначно не противоречит. Я не отношу себя к какой-то одной религии, мне кажется, что Великие Учителя, такие как Иисус, Будда и многие другие приходили на землю, учили людей многим правильным и важным вещам. И их последователи создавали религии, после того, как Учителя уходили. Определенный отпечаток на то, что я критично отношусь к церкви и священнослужителям наложило наличие глубоко фанатичной бабушки, совершенно неправильно воспринимающий, на мой взгляд, Священные Писания и т.п. и множества знакомых священников, которыми движет жажда наживы и другие качества, которые ну никак не должны так ярко присутствовать в человеке, который служит Богу,на мой взгляд (но в это углубляться не хочется). Хотя, я всегда радуюсь, когда слышу рассказы о вменяемых священниках, монахах (вроде того, который на видео выше) и т.п. В общем, надеюсь, что стереотипа на этот счет у меня нет, есть просто нерадостный опыт общения с представителями церкви a075.gif Когда я стала вегетарианкой, бабушка забила тревогу и побежала в церковь советоваться с батюшкой. Он ей сказал, что во мне поселились бесы, что мне надо покаяться, исповедаться и начать есть мясо, ибо я грешу и это все моя гордыня s24.gif

В общем, некоторое недоверие к тому, что говорят служители церкви присутствует icon_mrgreen.gif
Как и большое доверие к тому, что говорил Иисус, Будда и другие Мастера.
У меня вот ни капельки сомнений не было в том, что Иисус был вегетарианцем. И приведенные выше апокрифические Евангелия тому подтверждения. Я когда читала их, у меня наворачивались слезы и мурашки по телу бегали... Настолько это, как мне кажется, правильно.

Валентинчик, когда-то писал, что есть где-то в России монастырь, в котором больше 300 дней в году соблюдают пост, а в остальные дни, кажется молочное себе позволяют только...

Мне кажется, тут просто 2 вопроса: то, как оно правильно - заповедь "Не убий", в которой не написано, кого именно не убий, и природа людей, которая не всегда может совладать с соблазнами. И поэтому делаются некоторые уступки, допускающие употребление мяса.

Вот такие вот мысли у меня по этому поводу a075.gif
Valentin
Не буду вновь пересказывать, что писал раньше, скажу лишь, что есть информация некоторая в этой теме http://www.krasotulya.ru/telo/index.php?showtopic=57 и в других вегетарианских.

А упоминание о том, что Иисус запрещал есть мясо убраны потому, что с такими ограничениями, религию было бы невозможно успешно распространять.

3 век. Император Константин сказал, какой должна быть удобная религия. И церковный Собор под это все и подогнал, и признал лишь 4 Евангелия из 50.

Ну, о чем еще говорить?! icon_mrgreen.gif

Читаем Евангелия от Ессеев и от Марии. a075.gif
Заечка
Цитата(Ukaaa @ 23.1.2012, 15:51) *
На сайт, с которого взята статья a075.gif

Юлечка, мне пишут, что я ввожу запрещенную гиперссылку.
Сайт /www.edka.ru/
Заечка
Цитата(Ukaaa @ 23.1.2012, 16:00) *
Когда я стала вегетарианкой, бабушка забила тревогу и побежала в церковь советоваться с батюшкой. Он ей сказал, что во мне поселились бесы, что мне надо покаяться, исповедаться и начать есть мясо, ибо я грешу и это все моя гордыня s24.gif

Ужас какой icon_eek.gif А разве с такими вопросами нужно бежать к батюшке? Я точно не пойду. Считаю, что священник в данном вопросе может быть не компетентен и на ответ будут влиять его собственные предпочтения. А говорить, что в человеке бесы из-за вегетарианства или гордыня -это просто sm02.gif . Считаю, что батюшка просто в данном вопросе (в смысле о вегетарианстве) полный профан. Серафим Саровский питался снытью и иногда хлебом. И ни у одного батюшки не повернется язык сказать, что в нем были бесы. Поэтому глупо идти и об этом спрашивать. О питании они мыслят, как обычный среднестатистический обыватель. Разве что про пост скажут.

Цитата(Valentin @ 23.1.2012, 16:14) *
Читаем Евангелия от Ессеев и от Марии. a075.gif [/b]

Валентин, я обязательно прочитаю
Valentin
Цитата(Заечка @ 23.1.2012, 17:29) *
Валентин, я обязательно прочитаю


n020.gif n020.gif n020.gif n020.gif n020.gif
Ukaaa

Отец Геннадий




Протоиерей Геннадий Рязанцев в телепрограмме «Азбука Православия» рассказывает, что думает Православие о вегетарианстве.

Отец Иоанн




Отец Иоанн, монах Выдубического монастыря.

Автор: Ольга Жалевич
www.zhalevich.com
Заечка
vegetarian.ru
Христиане - вегетарианцы
Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений чистоты и милосердия. Например, св. Иоанн Златоуст (345— 407 н. э.), один из выдающихся апологетов христианства своего времени, писал: «Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу... мясоедение противно естеству и оскверняет нас».

Климент Александрийский (160—240 н. э.), один из основателей церкви, несомненно, оказал на Златоуста большое влияние, поскольку почти на сто лет раньше он написал: «Те же кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, коего я не постыжусь назвать «демоном чрева», худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи и овощи, обходясь без мяса».

«Милосердные проповеди», также написанные во II веке нашей эры, считаются основанными на проповедях св. Петра и признаются одним из самых ранних христианских текстов, за исключением только Библии. «Проповедь XII» недвусмысленно говорит: «Противоестественное поедание плоти животных оскверняет так же, как языческое поклонение демонам, с его жертвами и нечистыми пирами, участвуя в которых, человек становится сотрапезником демонов».

Кто мы такие, чтобы спорить со св. Петром? Далее, ведутся дебаты о питании св. Павла, хотя он в своих писаниях почти не уделяет внимания вопросам пищи. В Евангелие 24:5 говорится, что Павел принадлежал к школе Назарен, которая строго следовала принципам, включая вегетарианство. В своей книге «История раннего христианства» господин Эдгар Гудспид пишет, что ранние школы христианства пользовались только «Евангелием от Фомы». Таким образом это свидетельство подтверждает, что св. Фома также воздерживался от употребления мясной пищи.

К тому же, мы узнаем от почтенного отца Церкви, Эвзебия (264—349 н. э.), ссылающегося на Гегезиппа (ок. 160 г н. э.), что Иаков, которого многие считают братом Христа, также избегал употребления в пищу мяса животных. Тем не менее, история свидетельствует, что христианская религия постепенно отошла от своих корней. Хотя ранние отцы Церкви придерживались растительной диеты, Римская Католическая Церковь довольствуется тем, что предписывает католикам по крайней мере соблюдать несколько постных дней и не есть мяса по пятницам (в память о жертвенной смерти Христа). Даже это предписание было пересмотрено в 1966 году, когда Конференция американских католиков постановила, что верующим достаточно воздерживаться от мясной пищи лишь в пятницы Великого Поста.

Многие раннехристианские группы стремились исключить мясо из рациона. Фактически, первые церковные писания свидетельствуют, что мясоедение было официально разрешено лишь в IV веке, когда император Константин решил, что его версия христианства отныне станет всеобщей. Римская империя официально приняла прочтение Библии, дозволяющее мясную пищу. И христиане-вегетарианцы были вынуждены держать свои убеждения в секрете во избежание обвинений в ереси.

Говорят, что Константин велел вливать расплавленный свинец в горло уличенным вегетарианцам. Средневековые христиане получили от Фомы Аквин-ского (1225—1274) заверения в том, что убийство животных разрешено Божественным провидением. Возможно, на мнение Аквината повлияли его личные вкусы, поскольку, хотя он и был гением и во многом аскетом, его биографы все же описывают его как большого лакомку. Конечно, Аквинат знаменит еще своим учением о различных типах душ. Животные, утверждал он, души не имеют.

Примечательно, что женщин Аквинат тоже считал лишенными души. Правда, учитывая, что Церковь в конце концов сжалилась и признала, что душа у женщин все-таки есть, Аквинат неохотно уступил, сказав, что женщины стоят на одну ступень выше животных, у которых души уж точно нет. Многие христианские деятели приняли такую классификацию.

Однако при непосредственном изучении Библии становится ясно, что у животных есть душа: А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу (Быт. 1:30).

Согласно Рейбену Алкелею, одному из величайших ученых XX века в области иврито-английской лингвистики и автору «Полного иврито-английского словаря», точные еврейские слова в этом стихе — nefesh («душа») и chayah («живая»). Несмотря на то, что в популярных переводах Библии это словосочетание обычно передается просто как «жизнь» и тем самым подразумевается, что у животных совсем не обязательно есть «душа», точный перевод обнаруживает нечто прямо противоположное: у животных, несомненно, есть душа, по крайней мере, согласно Библии.

Более того, те же самые еврейские слова употребляются для обозначения души человеческих существ и даже души насекомых. Поэтому в Библии нет никаких аргументов в поддержку того мнения, что, хотя у животных и может быть какая-то душа, но эта душа — совсем не та, что есть у человеческих существ.

Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.