06 Мая 2009 00:00 Лидия Золотова PSYCHOLOGIES №38

Наполовину использованный флакон крема «для похудения» уже довольно долго стоит в ванной, а мы не можем удержаться от искушения приобрести другой, новый… Почему каждый год повторяется один и тот же сценарий?


Даже тем, кто сохраняет здравомыслие в отношении совершенств собственного тела, иногда так тяжело не поддаться на заманчивые призывы рекламы… Кажется, что этот новый крем действительно отличается от остальных. Он обещает «гладкую кожу без следов целлюлита» – стоит лишь наносить его на тело один-два раза в день, и огорчающая нас неэстетичная рыхлость превратится в желанную упругость. А лишние объемы растают… без всяких усилий с нашей стороны. Начиная, бросая и опять покупая новейшие средства, многие женщины невольно движутся по некоей внутренней спирали: «А вдруг этот гель и вправду поможет?»; «Нет, в этот раз я доделаю все до конца»... Между тем манящее волшебной легкостью (подобно крему Азазелло) средство теряет эффект новизны и остается немым укором за не доведенное до ума благое начинание.

Вечный зов
36-летняя Наталья регулярно покупает кремы против целлюлита, а весной в ее ванной неизменно появляется пара новых баночек: «Я пользуюсь ими недели две, а потом как-то забываю начатый курс. Но это не мешает мне купить новый крем, если он кажется более эффективным. И не я одна веду себя так нелогично – большинство моих подруг оказываются в той же ситуации». Самый благотворный сезон для мечтаний и забот о собственном теле – весна, которая день за днем все больше открывает его взглядам окружающих. Даже наиболее скептически настроенным женщинам трудно не замедлить шаг возле отделов, предлагающих различные средства для коррекции фигуры. «Дремавшее зимой либидо вновь пробуждается, – комментирует сексолог Мартина Потантье (Martine Potentier). – Мы более остро реагируем на взгляды прохожих, отражаемся в них, мечтая уловить интерес к себе, желание. Поскольку времени на исправление того, что мы считаем своими недостатками, всегда не хватает, мы возлагаем надежды на средство, которое обещает быстрый и сенсационный результат. Эти надежды, как правило, оборачиваются разочарованием. При этом действительная его причина скорее не отсутствие обещанного эффекта, но крах самой идеи, что идеал может быть достигнут без каких-либо усилий с нашей стороны. Перестать пользоваться начатым кремом против целлюлита и тут же купить новый – значит сохранить в себе иллюзию того, что чудо все-таки может произойти. Тот же механизм заставляет нас бросить начатое под предлогом неэффективности средства».

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@
(Не) ожидая чудес
Бесконечная гонка за чудо-кремом может скрывать под собой и более серьезные вопросы, считает пластический хирург и психоаналитик Ребекка Лустман (Rébecca Lustman).

«Немало женщин испытывают сложности в личной жизни – им нелегко построить прочные близкие отношения. Как и многие мужчины, они вовлечены в поиски легких, не отягощенных какими-то личными обязательствами способов повысить свою самооценку. Питающее фантазии (а на деле нередко бессмысленное) потребление продукции «для похудения» помогает им на какое-то время справиться с неудовлетворенностью. Хотя по сути это лишь маскирует подлинную проблему».


2@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@2
Шаг к себе
Рецепт действительной пользы от подобных средств… не стоит искать на этикетке. Он заключается в том, чтобы научиться с вниманием и любовью относиться к своему телу – вполне осознавая, сколько времени и денег мы тратим на его совершенствование. «Степень осознанности выбора такого рода продукции определит и результат, – уверен психотерапевт Стефани Аюссо (Stéphanie Hahusseau). – Стоит внимательно и вдумчиво изучить все: обещанный эффект, механизм действия, способ применения. Возможно, есть смысл отдать предпочтение и более дорогому крему – с мыслью о том, что вы заслуживаете самого лучшего обращения, и зная, что потраченные деньги помогут вам с большей серьезностью и вниманием отнестись к уходу за телом».

То, как именно мы наносим средство на кожу, многое говорит о нашем отношении к собственному телу. «Кто-то механически мажется кремом – примерно как на мебель наносят полироль при обычной уборке, – размышляет Стефани Аюссо. – А ведь мы можем подарить своему телу несколько минут истинной заботы и удовольствия. В первом случае человек словно смотрит на него со стороны, оценивая и критикуя малейшие его недостатки, а во втором он ощущает свою целостность, что помогает ему прислушиваться к себе (существу телесному!) и относиться к себе с большей симпатией».

Со здравым смысломВажное значение имеет и еще один фактор – рациональное отношение ко всей процедуре: мы можем честно выполнять все условия и инструкции, но не питать при этом надежд на волшебный результат. «Попробуйте отнестись к делу реалистичнее, – советует Стефани Аюссо. – На упаковке написано, что вы потеряете столько-то сантиметров и обретете гладкую кожу? Что ж, проверьте, так ли это! Такой трезвый подход позволит вам разорвать порочный круг бессмысленного потребления». Только проверив эффект на собст-венном опыте, то есть методично используя средство в соответствии с инструкцией (например, дважды в день в течение как минимум 28 дней), мы сможем понять, действительно ли данный крем способен помочь в достижении желаемого результата или же это просто уловки рекламы. Именно такое отношение и называется «осознанным потреблением».