Ольга Санина

Об уроках, которых никто не давал.

Сегодня разговорились с одним приятелем, тоже родителем внезапно повзрослевшей дочки. Поболтали о том, о сём — как быстро летит время и растут дети, причём не только чужие, но и свои. О том, чем они занимаются сейчас и что планируют делать в будущем. И вот постепенно разговор зашёл о замужествах и будущих (а в случае моей дочери — и настоящей) молодых семьях.

Мой собеседник, мужчина взрослый, опытный, и уже долго находящийся в браке, сказал, что для дочери видит следующую цепочку развития событий: учёба-работа-семья. Именно в таком порядке. Но, когда я шутливо заметила, что девочки на свете не для этого, он сказал с лёгкой грустью: «Конечно, не для этого. И я с тобой даже согласен, но, увы, статистика распавшихся ранних браков очень грустная. А так у дочки хоть профессия будет, кусок хлеба».

Такой, не очень-то радостной, ноткой закончился наш разговор. И он прав, да по статистике, ранние браки распадаются очень часто и очень быстро. Да что далеко ходить — и я сама подтверждаю своим первым замужеством эти показатели. Но в чём же причина такой безрадостной статистики? Можно найти множество — «не сошлись характерами», «любовная лодка разбилась о быт», «обстоятельства против нас» и так далее. Но почему-то редко говорят о том, что брак, семья — это ведь тоже некая работа, требующая определённых знаний, не так ли? Чтобы пойти работать учителем, врачом или инженером, люди учатся минимум пять лет, а мужем или женой, родителями все хотят стать просто так, наскоком?

Мне кажется, что моё поколение, поколение наших родителей, а может быть, даже и наших бабушек совершенно не учили ни этике, ни психологии семейной жизни — вроде был такой предмет в школе, да? Я не застала, поэтому не знаю, чему на нём учили, но это была хоть какая-то попытка, сейчас и этого нет. Раньше, в патриархальные времена, мужчины и женщины делились опытом с молодым поколением. Например, женщины учили своих дочек не только готовить, но и ухаживать за малышами, вести дом и семью, обращаться с мужем. В спорных ситуациях люди обращались к Богу за советом, поддержкой, помощью. Да, кто-то возразит: домострой! Не спорю, много изменилось с тех пор в лучшую сторону, но, к сожалению, все подводные камни семейной жизни сейчас большинство молодых людей познают собственной болью.

В идеале, конечно, дети должны впитывать особенности семейных отношений, просто живя в семье, наблюдая за тем, как общаются родители, как они решают какие-то спорные вопросы, как договариваются, как ведут хозяйство и распределяют обязанности. Но что можно впитать, если ты сам вырос в семье, где мама развелась с папой, или где они никогда не могли спокойно договориться, или где они жили рядом как чужие, посторонние люди? Пожалуй, что должно быть место, где в таких случаях можно спросить совета, где можно попросить помощи и поддержки, где можно набраться сил для того, чтобы созидать и сохранять, а не разрушать. Для кого-то таким местом становится церковь, для кого-то — родственники или друзья.

Я очень надеюсь, что со времён своего первого замужества я хотя бы чуточку поумнела и что я смогла передать немножечко своего опыта своей, теперь уже взрослой, дочке. Я молюсь, чтобы её брак действительно был заключён на небесах, чтобы он продлился всю жизнь, в любви и взаимоуважении.