Юлия Шпак
Выбор профессии

В некоторых крупных компаниях американо-европейского типа управления, или стремящихся к нему, часто устраивают тестирование для кандидата на должность, прежде чем провести интервью. Такие тесты позволяют определить психологический профиль кандидата, его склонности и способности, показать, в какой сфере данный человек может состояться, а в какой не очень.

За свою 15-летнюю деятельность я такие тесты проходила неоднократно. И когда я читаю результаты, я понимаю, что и в выпускных классах и на первых курсах университета стремилась к определенному роду специализаций: юрист, журналист, психолог… А закончила я механико-технологический факультет Технического Университета, по специальности Реновация средств и объектов материального производства, я Инженер с глубоким пониманием экономики… который 15 лет назад попал в сферу торговли, дорос до менеджера среднего звена, и практически на каждом месте за последние 12 лет имел в подчинении хотя бы 1-2, но живых сотрудников…

Но, дело ведь не в том, кем я стала, опираясь на получаемый опыт и материальную составляющую, а в том, что таких, как я, продавцов с высшим техническим или менеджеров с высшим медицинским или консультантов с высшим юридическим – очень много. Потому что в выпускном классе нас не тестируют на проф пригодность. Потому что, к сожалению, для школ важнее средний высокий балл по тому или иному предмету, чем количество учеников, поступивших по предназначению, или у школы контракт с ВУЗом, или родители реализуются через ребенка.

Я мола быть юристом, я любила право, моим коньком был «Уголовный кодекс для несовершеннолетних», но в нашем маленьком городе группа предпринимателей из Петербурга организовала поступление в ВУЗы города на Неве, только в технические, и только на коммерческой основе. Я была среди поступивших, но я не поехала.

Потом я загорелась журналистикой. Мне казалось, что расследовать противоправные действия политиков или приватную жизнь звезд – это прям мое! Но в моем городе не было журналистики, а кода такой факультет появился – я уже училась на 3-м курсе и мне хотелось только одного – получить диплом. О том, что я не буду работать по специальности я уже знала, корочка сварщика уже пылилась в шкафу, а токарные и фрезерные станки вырезали определенное понимание о современных заводах в моем сознании творческой личности.

Однажды я увлеклась психологией. Здесь я точно могу сказать, что могла бы поступить, и нет мне оправданий, кроме как замуж-ребенок-развод-карьера. Помню, однокурсники говорили мне, какой из тебя психолог, тебе самой лечиться нужно. Да! Сами психологи так про себя говорят, только об этом я узнала уже после перечисленных выше оправданий.

Пост не обо мне. Пост о том, что тестирование в школах необходимо. Не просто тестирование, а хорошая психологическая проверка осознанности выбора специальности и заведения, в котором ученик собирается провести следующие пять лет своей жизни, а затем и всю оставшуюся – хотя всегда ведь есть места в магазинах, так же как есть продавцы-консультанты с корочкой торгового колледжа, которым это нравится. Тем более, что в наше техногенное время это возможно!