Юлия Шпак
Трудный выбор

Недавно меня спросили, что выбрать, продолжать стабильно работать на свою родную компанию в ожидании карьерного и зарплатного роста, или устроиться в другую похожую компанию, куда зовут уже давно, на более интересную должность и соответствующую зарплату. Выбор достаточно серьезный, и в том и в другом случае есть свои плюсы и минусы. Но, у человека не просто нервное состояние, он практически на грани помешательства, данный выбор стал для него краеугольным. Он так давно и так мучительно об этом думает, что не может сосредоточиться ни на чем, в том числе и на той самой работе. И чем ближе назначенный для ответа час, тем более нервным становится данный индивид. Ему уже не помогают ни коучинговые вопросы, ни методы разбора на плюсы-минусы, ни даже мышечный тест. Все, тупик!

Для кого-то принять решение в ситуации выбора – действительно невероятно сложная задача. Я сегодня хочу поделиться реальными историями выбора, выбора практически невозможного.

Автобус, как обычно, отвез детей из военного городка в садик, и уже возвращался обратно с родителями, в основном мамочками, когда заглох на железнодорожных путях. Сколько ни пытался водитель запустить мотор – не вышло. Прошло минуты 3, прежде чем скоростной локомотив протаранил автобус. Одну из мамочек с черепно-мозговой травмой доставили в больницу. По дороге ее сердце остановилось, но через мучительно долгое время этот мотор завести удалось. К вечеру пациентка впала в кому. Через тридцать дней врачи предложили измученному горем и ночными дежурствами в больнице мужу выбрать: забрать дышащее тело с аппаратурой домой, в двухкомнатную квартиру, или отключить аппарат, поскольку мозг пациентки не выдавал необходимых электро-магнитных импульсов и предположительно был мертв. Отец двоих детей выбрал второе. Выбрал своим детям «нормальную, насколько она может быть нормальной без матери, жизнь. Жизнь без тщетной надежды, жизнь без необходимости наблюдать медленное и долгое угасание тела, у которого все еще бьется сердце, но уже нет души.» Эти слова впечатались в мой 8-летний мозг на всю жизнь. Как и рыдания взрослого мужчины.

Дети играли в раздевалке. Обычное дело, мальчишки ломятся к девчонкам, девочки спиной держат дверь. В процессе игры одна из девочек напоролась на дверную ручку. 5-й класс, 10 лет, уже участвовала в областных соревнованиях. Не обратив внимание на ноющую боль, она выполняла упражнения наравне со всеми. Прыгнув через козла, ученица внезапно упала, парализованная. Когда врачи сделали рентген, то выяснилось, что вернуть двигательную активность ребенку возможно, но не полностью. Нужно выбрать, или «отключить» левую руку или левую ногу. Оны выбрала руку, сказала, что писать и есть она как-нибудь сможет одной рукой, а вот без бега умрет.

Когда мачеху одной моей знакомой парализовало, и родные дети от нее отказались, эта дочь выбирала между домом престарелых, куда государство любезно предложило определить ветерана труда, или привезти мать домой и ухаживать за ней. На момент, когда бабушку привезли, врачи давали ей три месяца, она прожила еще несколько лет, постепенно скатываясь в безумие, именуемое маразмом в простонародье. Она проклинала и благословляла, плакала и смеялась, унижала и унижалась… Долгих пять лет. И никто из родных детей за это время не приехал ее проведать, только приемная дочь была ее сиделкой до конца дней, оставив работу, практически заперев себя в четырех стенах, потому что больше, чем на несколько часов болезную оставлять нельзя было …

Когда мне сложно выбрать из двух зол, я вспоминаю эти истории. Да, это крайности, с которыми иногда судьба сталкивает простых смертных. Такие же, как выбор мужчины между жизнью рожающей жены или ребенка, как выбор врача между ампутацией или риском заражения, как выбор разделять или нет сиамских близнецов. Мне это знание помогает лучше, чем таблица с плюсами и минусами.