Екатерина Кисина

О русской литературе в школе

Российская культура известна на весь мир. Голливуд с упоением снимает "Войну и мир", Европа переживает за судьбу Печорина, "Мастер и Маргарита" является одной из главных страшилок современности.

И это все дают детям в школе. На мой взгляд, в слишком нежном возрасте для таких произведений. С зарубежной литературой не сравнить: "Приключения Тома Сойера", "Карлсон, который живет на крыше". Правда, по-настоящему взрослым можно считать "Маленького Принца" Экзюпери, но не сравнить с отечественными произведениями.

Я не говорю о том, что биография писателей кажется нам чем-то скучным и недосягаемым, хотя истинная жизнь их была вовсе не такой. Об этом говорилось много. Что стоит рассказать, что Пушкин был любимец женщин и вел свой "донжуанский список" завоеванных им сердец? Что ХХ век был культом опиума, и всех импрессионистов можно просто считать наркоманами? А уж их любовные перипетии достойны отдельной книги.

Школьный предмет литературы отталкивает детей от чтения, это очевидный факт. Потому что ученики читают то, что им надо, а не то, что им хотелось бы. Но это еще не критично, потому что собственного желания читать у них вряд ли возникнет.

Забавный факт: школьники любят читать в школе во время анализа, но при этом содержание их мало беспокоит. Им нравится сам процесс. В то же время они не считают нужным делать это обдуманно.

Многие взрослые скажут, что читать они полюбили только сейчас, а в школе это занятие им было в тягость. Одна из причин, которая, на мой взгляд, является ключевой, - это психологический возраст ребенка и произведения, с которым он сталкивается. В 13 лет он еще не готов разбираться в причинах хандры Евгения Онегина, в 14 копаться в голове у Раскольникова - это гильотина. Хоть мне и понравилось в школьное время "Преступление и наказание", теория "сверхчеловека" меня мало заботила. Наглость Печорина меня возмущала, в то время как учитель находил и заставлял нас находить этому оправдания.

"Войну и мир" в школе я прочла не всю. И не считаю это зазорным. Мама с бабушкой рассказывали, что во время чтения пропускали сцены войны и читали только там, где описывались любовные перипетии. Думаю, мальчики делали с точностью до наоборот.

Однажды учитель в школе дала нам тест по содержанию романа "Евгений Онегин". Попался мне вопрос, как звали отца Татьяны и Ольги. Мне тогда это абсолютно не казалось важным! На всю жизнь запомнила, что они ДМИТРИЕВНЫ.

Единственное произведение, которое мне в школьные годы понравилось, несмотря на возраст - это "Капитанская дочка" Пушкина. И любимым героем в повести для меня был Емельян Пугачев. Я действительно сопереживала ему, когда он понимал, что бунт его бессмыслен, хоть и высшая цель была благой. Но благой цели никогда не достичь путем пролитой крови.

Есть все-таки плюс в изучении отечественной литературы. Изучение ее дает определенный пласт, который в будущем помогает думать глубже, нежели зарубежные дети. Пускай это приходит не сразу, а у некоторых это можно считать "ранним взрослением". Зато мы можем понимать сложные мысли и задачи, которые волновали наших гениев.