Анастасия Эльберг
УСПЕХ И ТОЧКА: СИДЕТЬ НА ДИВАНЕ ИЛИ ЖИТЬ ЖИЗНЬЮ СВОЕЙ МЕЧТЫ

Тема успеха сегодня является одной из самых популярных, если не самой. Мы хотим быть успешными в личной жизни, в работе, в творчестве, в общении с другими людьми. Но на деле все не так радужно. Кто-то загружает в себя статью за статьей, продолжая сидеть на диване и жаловаться на мир, где все и всех хотят купить (и покупают). А кому-то все удается и без статей…

Лучший учитель – это опыт. А лучшие учителя, способствующие приобретению этого опыта – люди, которые добились определенных успехов в своей сфере и с удовольствием делятся собственными историями. Что же отличает диванных критиков от практиков?

1. Свое определение понятия «успех».

Прозвучит диковато, то в подавляющем большинстве случаев мы не добиваемся ничего только потому, что, как говорил доктор Стивен Кови, наша лестница приставлена не к той стене. Классический пример – мечта о больших доходах и богатой жизни. Наши представления о «больших доходах» взяты из сериалов. Оттуда же взяты представления о «богатой жизни». Мы формируем в голове картину, идем к цели и даже не задумываемся о том, что это ЧУЖАЯ цель.

Что сделает вас счастливым? Вряд ли вам доставит удовольствие миллиард на банковском счету, если его будет не с кем разделить. Вряд ли вам понравится жить в большом дорогом доме, если компанию вам будет составлять только кошка. Фразу «за деньги счастье не купишь, но лучше плакать в лимузине, чем под забором» придумали люди, у которых нет ни счастья, ни денег. Подумайте об этом.

2. Отсутствие привычки хвастаться.

Если вы когда-нибудь попадали на мероприятия в компании людей с высоким социальным положением/высоким уровнем дохода, то заметили, что они избегают разговоров о работе. От них редко услышишь «я работал в такой-то компании и добился вот того-то и того-то». Не потому, что многие из них владеют собственными компаниями, а потому, что они переросли потребность в хвастовстве. Никого не волнует, в какой компании вы работали и что сделали. Людям интересно, каких результатов вы добились. Им интересно видеть эти результаты, а не слушать о них. Полагаю, различия ясны.

3. Тщательный выбор друзей.

Мы – это не только наши результаты, но и наше окружение. Если вы окружите себя диванными критиками и жалобщиками, то рано или поздно превратитесь в такого. Если вы окружите себя проактивными людьми – аналогично.

4. Невосприимчивость к чужому мнению.

Как-то раз на тренинге по продажам я услышала фразу, которая запала мне в душу. Суть ее сводилась к следующему: ваше сознание перестраивается из режима «неудачник» в режим «успешный человек» в тот момент, когда вас перестает парить чужой успех – и когда вас перестает парить то, что другие говорят о ваших достижениях. Ключевых моментов тут два.

Во-первых, если вы чувствуете себя в своей тарелке, то чужой успех вас не парит. Почему? Вы идете своей дорогой и увлечены своими целями. Зависть к чужому успеху – явный показатель того, что в вашей жизни что-то серьезно не так.

Во-вторых, вокруг тех, кто идет своей дорогой, собирается куча советчиков. Вам говорят, что вы псих и никто так не делает, и что лежали бы вы на диване и не дергались бы, рисковать в наши дни плохо, кризис и все дела. Эти люди никуда не денутся. У них нет своей жизни, им скучно, и лучшим развлечением они считают вот такие сессии советов. Вы их не измените и не сбежите. Выход один – научиться фильтровать этот белый шум.

5. Умение поставить дело на первое место.

Если вы когда-нибудь работали с людьми, то вам знакома следующая ситуация. Клиент вызывает у вас раздражение и отвращение, а порой даже ненависть. Но он принесет вам деньги/связи/выгодный контракт, поэтому нужно работать и не показывать своих чувств. Умение ставить дело на первое место в любой ситуации, даже если ваш клиент – ваш бывший муж, который ушел от вас к девятнадцатилетней секретарше, называется «профессионализм».

6. Способность ставить цели и концентрироваться на их достижении.

Целеполагание – не такая сложная наука. Она похожа на математику, только проще, потому что там нет цифр. О целеполагании написано много книг, в том числе, и дельных, хороших, качественных. Но мало кто умеет по-человечески ставить цели. Нас хватает только на «вот мои планы на такой-то год». Через две недели мы сдуваемся и виним свою силу воли. Что же. Продолжайте. Наверное, диван удобный.

Что до концентрации на целях – я повторяю и продолжу повторять: этот навык жизненно необходим всем. Осознанность и умение пребывать в моменте, сосредоточившись на деле – главная составляющая секрета успеха тех людей, которыми мы восхищаемся.

Как достигается осознанность? Это просто. Нужно убрать из жизни все, что не дает вам двигаться дальше, все, что отвлекает и отягощает. Желательно отрезать это лишнее сразу, мгновенно, не думая слишком долго – давайте признаемся: каждый из нас ТОЧНО знает, ЧТО нужно убрать. Так уберите – и вы вздохнете свободнее.

7. Умение признавать свои ошибки.

Не существует людей, которые не ошибаются. Зато существуют люди, которые склонны обвинять в своих ошибках весь белый свет. Вы опоздали на важную встречу не потому, что была «пробка», а потому, что не вышли из дома раньше. Вы проспали не потому, что не прозвенел будильник, а потому, что поздно легли спать. Ошибку в отчете вы сделали по невнимательности, а не потому, что вас кто-то отвлек. Вот и все, мы выяснили детали, хотя они никого не волновали. Теперь нужно сосредоточиться на том, как исправить ситуацию. Если вы неправы или ошиблись, признайте это с открытым забралом. Люди ценят смелость и честность. Они уважают смелых и честных людей.

8. Четкое обозначение собственных границ.

Зачем нужно обозначать свои границы? Не лучше ли быть добрым и ПОНИМАЮЩИМ (!!!) и постоянно идти на компромиссы? Нет. Потому что если вы не обозначите свои границы, их обозначит кто-то другой. Выработайте для себя свод правил, в соответствии с которыми вы будете строить общение с людьми, и реагируйте соответствующим образом, если кому-то вздумается протестировать эти принципы на прочность.

Для меня одно из таких правил – опоздания. Я всегда прихожу вовремя (даже если мне приходится приехать на час раньше) и не терплю непунктуальных людей. Со мной сложно поссориться, но если вы опоздали на назначенную встречу – поздравляю, наше общение закончилось. Да, плохо, жестоко, неправильно, категорично люди опаздывают по уважительным причинам. Так вот у меня для вас новости. Люди опаздывают из-за своей безответственности. Хотите успеть? Выходите раньше. Не вышли раньше? Не так уж вы были заинтересованы в том, чтобы успеть.

9. Гармоничная жизнь.

Успех – это, прежде всего, гармония во всех жизненных сферах. Это означает, что вы не только работаете, но и занимаетесь спортом, творчеством, проводите время с семьей, путешествуете, получая новые впечатления, учитесь чему-то новому. Пока одна из жизненных сфер «провисает», вы будете чувствовать пустоту. Даже в том случае, если постараетесь убедить себя в обратном. Нужно расти постепенно и во всех сферах. Шаг за шагом, каждый день.

10. Самообразование.

Последний – но не по важности – пункт. Успешные люди постоянно учатся и ВНЕДРЯЮТ полученные знания. Их сфера. Пограничные сферы. Сферы конкурентов. В современной жизни формула «а у меня есть высшее образование» не работает. Более того – она часто вредит, потому что сформированное в нас мышление статично и портит нам всю малину.

Сегодня нужно учиться постоянно, каждый день и каждый час. Иначе вы не поспеете за жизнью и останетесь у разбитого корыта. Благо, мы располагаем огромными возможностями: доступная литература, куча семинаров и тренингов, аудио- и видеоматериалы. Учись – не хочу.

Вот такие пироги. Хотя миллион, признаться, не помешает. Мне бы точно не помешал!