Светлана Святая
Родительские границы и детская самостоятельность

Меня очень радуют и вдохновляют ваши отзывы, я убеждаюсь в том, что «если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно». Не претендуя на звёздность, я, тем не менее, очень рада, что мои слова оказываются кому-то нужны и важны.

Сегодня разговор пойдёт на одну из обещанных тем: о маминых границах. Я люблю говорить, что я не виновата, оно всё само, о том, что могут и умеют мои дети. Однако кое-что всё-таки является конкретно моей заслугой.

С того момента, когда у старшей дочки установились ритмы сна (младенчики спят почти всё время, да и женщина в период новорожденности может чувствовать себя странно) и появились продолжительные периоды бодрствования, я установила для себя правило: ребёнок спит – мама отдыхает. Уложив малышку, я садилась читать, смотреть кино, вязать или сама спала. Все домашние дела я старалась успеть во время бодрствования дочки. Я клала её в шезлонг и брала с собой на кухню, там готовила еду и разговаривала с ребёнком.

С младшей дочкой так лихо не вышло, потому что до того, как она поползла, она была очень ручная, но общее правило я соблюдала, только чтобы приготовить еду или протереть пол, сажала кроху в слинг. Когда она засыпала, я усаживалась в кресло и серфиила в интернете, читала себе или старшей, в общем, приятно проводила время.

Так дети привыкли, что мама может быть занята не ими, и это нормально. Сейчас, когда им 6 лет и 3 года, девчонки могут прийти на кухню, когда я готовлю, сесть за стол и рисовать, или разговаривать со мной, старшая часто берётся помогать, особенно если я готовлю выпечку, салат или блинчики.

Ещё одна вещь, которую я считаю важной: не нужно постоянно развлекать ребёнка. Дети в этом просто не нуждаются. Я всегда рядом, в зоне доступа для детей, но моё внимание не направлено на них. Конкретно совместным занятиям уделяется вполне конкретное количество времени: порисовать, почитать книгу, сделать аппликацию, вместе испечь пирог. В остальное время я занята семейными или своими делами.

Когда девчонки были в возрасте около года, каждая из них, находясь рядом со мной на кухне, играла с кастрюлями крышками. Всё это было специально поставлено шкафчик, который находился внизу и держался открытым. Специи, продукты, хрупкая посуда – закрыты или убраны наверх. И вот, чадушко сидело на полу, примеряло крышки на кастрюли, стучало дуршлагом по котелку и было совершенно счастливо. Я при этом рядом, в любой момент могу откликнуться на желание или потребность ребёнка, но занята своим делом.

Разумеется, характер также имеет значение. У меня активные девчонки-экстраверты, и самая частая фраза, которую я слышу: «Мама, смотри!» Вариации: «Мама, послушай» или «Мама, пойдём, я тебе покажу». Делать нечего, приходится смотреть, слушать и идти smile.gif Зато получив моё внимание к результату своей деятельности, дети снова углубляются в неё, а я оказываюсь свободна. Не буду врать, порой это «мама, смотри» достаёт, особенно, если меня отвлекают от чего-то, что требует сосредоточения, и тогда я прямо говорю: «Девочки, я занята. Освобожусь и приду посмотреть/выслушаю». Напоминаю им, что сама не отвлекаю их от просмотра мультиков или игры, объясняю, что дёргать занятого человека невежливо. Могу объяснить, что хочу побыть одна. Мол, мне нужно побыть в тишине и одиночестве с чашкой чая. Идите-ка, дети, поиграйте и дайте мне мою порцию покоя, а потом я снова ваша.

И последнее на сегодня. Я разрешаю им делать самим. Шестилетка моя вчера помыла себе яблоко, разрезала его на четыре части и у двух четвертинок вырезала сердцевину. Сама. Мне она сообщила уже по факту и попросила вырезать семечки у оставшихся четвертинок. Она же может сама налить воды себе и сестре, заправить постели, помыться в душе. Сама достаёт краски, наливает в банку воду, потом убирает всё за собой.

Детям интересно делать самим, для них это игра. Если подловить это желание, не задавить гиперопекой, не соблазниться тем, что взрослая сделает быстрее и качественнее, то желание и стремление останутся. А скорость и качество нарастут.

Желаю всем родителям прочных, но гибких границ и гармоничных отношений с детьми.