С точки зрения феминистического движения, в современном обществе изнасилование женщин все еще остается нормой. Мало того, на женскую сексуальность накладывается ряд табу, негативно сказывающихся как на сексуальной жизни женщины, так и на роли женщины в обществе в целом.
Этому вопросу посвящен отрывок из книги Джилл Филипович «Наступательный феминизм: консервативные гендерные нормы, которые воспроизводят культуру изнасилования, и как феминистки могут с ними бороться».


Организованные консервативные силы (правые, республиканские, религиозные организации) обычно занимают активную и агрессивную позицию по отношению к ряду гендерных вопросов: права геев и трансгендеров, права женщин, аборты, контрацепция, сексуальное просвещение, изнасилование, согласие. «Консервативному статус кво больше всего угрожают не традиционные законы против изнасилования, а перенос ответственности на мужчин, которые обязуются не насиловать, и феминистская модель активного согласия, в которой женщина предстает как автономный фактор, обладает правом и хотеть секса, и отказываться от него».

Большая часть статьи посвящена тому, в каких аспектах культуры проявляется консервативное стремление к поддержанию «традиционных ценностей», и каким образом консервативные силы, патриархальное общество, ведут войну против секса и войну против женщин, прячась за размыто-позитивными формулировками. Хотя статья посвящена ситуации в США, но русская читательница может провести немало аналогий с консервативной гендерной реакцией последних лет, в которой политические и религиозные силы объединяются и пытаются контролировать сексуальность, гендерное выражение и репродуктивные права населения с помощью запретительных мер при одновременном попустительстве гендерному насилию. Основным инструментом консервативных сил является воззвание к «старым добрым временам», к «традиционным ценностям», которые обычно предполагают ограничение прав и свобод женщин, контроль за гендерной нормативностью, перенос на женщин ответственности за совершающееся над ними насилие с одновременным ограничением возможностей для защиты от него.

Когда у женщин есть право открывать собственный счет, самостоятельно зарабатывать, учиться, заниматься сексом без страха забеременеть, владеть собственностью, заводить детей, когда они этого хотят, и вступать в брак с теми, с кем они хотят – они так и делают. Женщины, которые получают все права человека, ведут себя как люди, имеющие свои индивидуальные потребности, стремления и желания – в точности как мужчины. Однако данные естественные права женщин воспринимаются как радикальный феминизм.

С точки зрения консерваторов, секс является средством для бартера, который совершают экономически зависимые от мужчин женщины: они обменивают секс, работу по дому и рождение детей на финансовое обеспечение и социальный статус. Для того, чтобы эта модель работала, надо, чтобы
а) женщины не могли обеспечивать себя самостоятельно, и
б) секс был чем-то, что представляет для них проблему и труд, а не желанное удовольствие.
На создание такой общественной системы работают многочисленные воспроизводимые консерваторами механизмы, как экономические, которые до сих пор вытесняют женщин с рынка труда и затрудняют их совмещение материнства и работы, так и социальные – моральное давление, мифы о невинности и целомудрии, о том, что мужчины заинтересованы в сексе больше, чем женщины, и т.д. Немалую роль в этом играет культура изнасилования, которая лишает женщин сексуальной автономности, одновременно поддерживая идеал агрессивного, неконтролируемого «настоящего мужчины». Роль женщины сводится к игрушке, инструменту удовлетворения его потребностей.

Феминистки и активистки, борющиеся с изнасилованиями, опровергают доминирующее представление о том, что телами женщин может распоряжаться кто-то кроме них, и утверждают, что секс – это не насилие и вред, а согласие и удовольствие. Они критикуют властную структуру, в которой мужчины представлены как хищники, а женщины – их жертвы. Феминистки настаивают на том, что мужчины – не животные, а рациональные человеческие существа, которые способны прислушиваться к своей партнерше, которые понимают, что секс – это не принуждение другого человека к тому, что он не хочет делать. Активистки также подчеркивают, что мужчины тоже должны чувствовать себя вправе сказать «нет».

Культура изнасилования выгодна консерваторам, так как она поддерживает систему мужских привилегий, мужского доминирования, прямо зависящего от женского подчинения. Культура изнасилования – это культура страха, в которой женщина существует в постоянной опасности. Сексуальное насилие представляется в этой культуре как воздаяние за «нарушение правил» - то есть выход за рамки предписанного женщинам поведения (будь то выход за пределы дома, откровенная одежда или проявление сексуального желания). Хотя статистика показывает, что более 70% изнасилований совершается людьми, которых жертва знала, и что поведение или одежда жертвы никак не влияют на вероятности изнасилования, однако массовая культура поддерживает идеи, что изнасилование совершается незнакомцами, и что жертва навлекает на себя опасность «неправильным» поведением. Патриархат возлагает вину за изнасилование на женщину.

Феминистская реакция на культуру изнасилования помещает сексуальное насилие в более широкий контекст, связывая его с существующими властными структурами, в которых женщина – это человек второго класса, подлежащий контролю и использованию «по назначению». Активистки стремятся направить силы на то, чтобы учить мужчин не насиловать, так как сексуальное насилие гораздо больше, чем другие виды преступлений, встроено в принятую культуру сексуального взаимодействия и ухаживания, и его допустимость воспроизводится вместе с другими гендерными стереотипами.



- Культура изнасилования - звучит странновато. Что это вообще такое? Какая-то дикость написана. В жизни своей, за свои 42 года, с подобным трешем не встречалась. Может быть, для США это и норма, для меня же – дикость, что женщина воспринимается как объект для изнасилования.

- Все мужчины - потенциальные насильники. Я вдруг отчетливо осознала, реально, отчетливо осознала, что все мужчины потенциальные насильники. Это доказывает мировой опыт и статистика по зашкаливающему количеству мизогинии и насилия. Потому что вседозволенность и безнаказанность. Нет, не опьяняет, но дает возможность для насилия, которой еще никто не пренебрег. Я это знала, но осознание и принятие этого факта не было. Но когда ты слышишь подобное от вполне добродушного и безобидного приятеля, то вся неприглядная истина обрушивается, и твоя привычная картина мира с оглушительным треском рвется на части. Культура насилия. Это то, с чем мы живем по соседству. То, чем пропитан воздух. То, что щекочет ноздри, когда ты возвращаешься поздно домой. Адреналин подгоняет, заставляет ускорить шаг. Насилие — это еще и индустрия развлечений. И миллионы людей снова сочувствуют очередному смазливому маньяку в очередном сериале, и скандирует в унисон: "Только бы не поймали". Культура насилия – это когда права женщин пустой звук, если существо мужского пола вдруг возжелало удовлетворить свои низменные потребности.

- Наверное, я живу в параллельной Вселенной, ни со мной, ни с моими дочерьми, никогда такого не случалось. Я считаю, нужно вести себя нормально и не нарываться на неадекватов. Все-же отмороженных и мужичков, страдающих от комплекса неполноценности, довольно тки много.

- "Они критикуют властную структуру, в которой мужчины представлены как хищники, а женщины – их жертвы" Культура изнасилования говорит мужчинам, что секс - это приз, за который нужно бороться. Как будто женщины "ломаются", когда отказывают, а если сильно постараться, то этот секс можно получить. Вспомнила одну историю из своих далеких студенческих времен. Будучи би, я предпочитала в то время встречаться с девушками, но как-то пошла на свидание с одним загорелым красавчиком. На второе свидание он пригласил меня к себе домой, предложив приготовить ужин. Я по телефону сразу прояснила, что тот факт, что я еду к нему, не значит, что у нас будет секс. Я тогда сама не знала, захочу этот секс или нет. Ну, мы неплохо провели время, дошло дело до поцелуев. Пока я его целовала и ощупывала мускулистые руки, ждала, что какое-нибудь желание проснется. Не проснулось. Тогда я вздохнула и сказала, что секса не будет. Он продолжал ко мне приставать, и я повторила это еще раз. Не знаю, что у него там было в голове, но он не воспринимал меня серьезно! Он продолжал настойчиво приставать ко мне, пытаться снять одежду и так далее. Я молча взяла свои вещи и ушла. В дверях он с жутко удивленным видом спросил меня "Ты точно уходишь?" "Да". Но такая злость была. Женщина прекрасно знает, хочет она секса или нет. И если она говорит "нет", оставь ее в покое. Я ему потом высказала это, когда он пригласил меня на свидание еще раз. Он только сказал "я думал, ты стесняешься". Нет, урод, я просто не хочу с тобой секса.

- Острая тема. У нас в США это очень острый вопрос. Особенно это касается мексиканцев, мигрантов со всего мира. Если ты приехала, как и они, они считают, что имеют права тебя изнасиловать. Что и говорить, американки тоже подвергаются опасности быть изнасилованными, причем сексуальное насилие для этих уродов воспринимается как своеобразное получение трофея. Это мерзко и страшно. Благодарочка феминистическому движению за то, что права женщин хоть как-то защищаются.

- Полностью с вами согласна. А слова типа: "уламывать", или более литературное - "уговаривать", подразумевают, что женщина - существо неразумное, не имеющие чёткого понимания своих желаний, и что её можно вынудить (а в этом и заключается смысл уговоров - это не дискуссия, это доказывание что один из партнеров умнее другого, здесь идет разговор не на равных, здесь один нападает, второй вынужден защищаться) к сексу, а слово уламывать, имеет корень ломать, я не хочу, чтобы меня "ломали", я хочу быть равноправным участником действия. И ещё моё любимое "ломаться", - того, кто "ломается", нужно "уломать", что уже само по себе, подразумевает насилие одной стороны, над другой. Вот такое, словесное выражение отношения в нашем обществе, между двумя партнерами.



- И еще это "уламывание" относит нас к слат-шеймингу и тому патриархальному мнению, что "приличная" женщина секса хотеть не должна. А если она с энтузиазмом говорит, что она хочет заняться сексом и как именно она хочет им заняться, то она - мизогинное слово на букву ш. Эта установка тоже мешает женщинам открыто выражать свое согласие, а мужчинам - уважать и воспринимать серьезно женское "нет"

- Самое печальное, что те же консервативные нормы поддерживают и страх девушек перед сексом, потому девушка действительно может хотеть, но стесняться. Собственно, даже если это и впрямь является причиной отказа, подобное - уж точно не повод приставать и давить. Женщина и общество как-бы противопоставляются, женщина в глазах общества становится игрушкой, и заведомо плохой.

- По себе знаю, какой кошмар начинать половую жизнь с головой, с детства забитой "высокоморальными" представлениями о том, что после секса девушка сразу "б/у" и "второй сорт", и что не девственница не может построить полноценных отношений с парнем - даже если именно он этой девственности её и лишил. И не важно, насколько тебе нравится твой партнёр, возбуждена ли ты - и даже брак (в котором, вроде бы, "уже можно") ничего не меняет - всё равно ты будешь чувствовать себя ужасно в моральном плане, если тебе достаточно промыли мозги. Тут может быть даже легче, если парень напорист (мой, благо, не был, а сейчас и вовсе передал инициативу мне) - тогда совесть будет меньше грызть, но это явно не то, из чего растут здоровые отношения.

- Меня, наоборот, всегда раздражало, что в сериалах, фильмах и прочем умалчивается то, как больно девушке лишаться девственности, что первый раз очень часто оставляет мерзкий осадок и вообще никакого кайфа. Про оргазм вообще молчу, многие женщины в реале получают его через 5-7 лет после начала половой жизни. Нам же показывают кадры, где девушка в свой первый раз с улыбкой на лице стонет от счастья, а потом рассказывает подругам, как было чудесно. Мужики в это свято верят, и поэтому многие девушки считают своей обязанностью стонать, улыбаться, имитировать оргазм, а потом врать, как было здорово. Надеюсь, меня не обвинят в "белом пальто", но я вышла замуж девственницей, мы обговорили всё про первый раз, что скорей всего будет больно, странно и без оргазма, муж подошёл к этому адекватно, и мне не пришлось изображать африканские страсти.

- Вам очень повезло встретить адекватного мужчину! У меня же психика после первого раза была изломана настолько, что я обращалась к сексологу. Только специалист вывел меня из депрессии, и я снова смогла почувствовать себя женщиной, а не приспособлением для получения удовольствия мужлом.

- Полностью согласна со статьей. Женщина в нашем обществе воспринимается до сих пор как придаток для обслуживания мужчины. И это мерзко.



Приходилось ли вам встречаться в жизни с проявлениями культуры изнасилования как нормы?