Проблема выбора. Как выбрать из двух зол?

Мы ежедневно сталкиваемся с огромным количеством ситуаций, в которых нам нужно принимать решение. Мы порой даже не замечаем того, какое количество разных выборов мы делаем каждый день. Встать по будильнику или еще немного поспать? Выпить чай или кофе? А чай черный или зеленый? Вода или сок? Скушать вафельку или печеньку? Надеть юбку или брюки? Купить голубую кофточку или зеленую? Шоколадное мороженое или клубничное? Повернуть направо или налево? Пойти пешком или поехать на чем-то?

Быть или не быть…

Иногда мы делаем жизненно важные выборы, которые могут изменить всю нашу жизнь, или даже жизни других людей. Но большей частью мы выбираем между шоколадным и клубничным мороженым, между чаем или кофе. Замечали ли вы когда-нибудь, сколько раз вам приходится выбирать в течение одного дня? Навряд ли. Мы делаем множество выборов, даже не замечая, не задумываясь, что в этот момент мы что-то выбираем.

Но так бывает не со всеми людьми. Возможно вы встречали таких людей, которым очень сложно делать выбор? Или может быть вы сами такой человек? Это люди, которые могут довести до белого каления подругу, битый час выбирая в магазине между двумя совершенно одинаковыми парами туфель. Они могут надолго зависнуть возле киоска с мороженым или же пристать к продавщице с расспросами – а какое же мороженое все-таки лучше, вкуснее, полезнее. Они могут полгода выносить мозг своим друзьям, вопросом о том, где лучше праздновать новый год, сомневаясь в каждом предложенном решении.

Эти люди не хотят никому причинить вред или вывести из себя. Просто для них любой выбор – это выбор из двух зол.

Недавно одна моя знакомая – ее зовут Ирина - попросила дать ей совет, как решить одну проблему в ее бизнесе. Проблема довольно простая для меня, я ни раз сталкивалась в практике с таким вопросом, поэтому я, задав несколько уточняющих вопросов, предложила ей на выбор несколько вариантов решения. О что тут началось! Она начала критически разбирать каждый из предложенных вариантов, предполагая, какие ужасные последствия он может за собой повлечь. Я сначала даже посмеялась и сказала: «Ну что ж, у тебя есть еще один вариант – оставить все как есть». Но Ира восприняла это абсолютно всерьез: «Ты что, это невозможно, ведь это самый худший вариант».

Возможно вы подумали, что таким людям просто доставляет удовольствие выносить другим мозг. Это не так, такие люди действительно мучаются с выбором, они бояться ошибиться и для них любой – ЛЮБОЙ! – выбор, это выбор из нескольких зол.
Вот и Ирине я задала вопрос: «А как часто ты испытываешь сложности с выбором? Легко ли тебе выбирать место для отдыха или одежду в магазине?». И Ира рассказала мне, как буквально на днях чуть не расплакалась в магазине, потому что не могла выбрать между двумя совершенно одинаковыми блузками, только разного цвета.

- Мне больше нравится голубая, бери ее, - сказал Ирин муж.
- Ну я не знаю, у меня голубая уже есть, а зеленая больше подходит к новой юбке…
- Тогда бери зеленую и пойдем уже.
- Но ведь тебе нравится голубая. И вдруг мне тоже зеленая потом не понравится, и я не буду ее носить, - сомневалась Ирина.
- Слушай, бери обе, было бы, о чем спорить, - начинал закипать муж.
- Но зачем мне две одинаковые блузки, - уже чуть не плакала Ирина.

Таким людям очень непросто делать любой выбор. И даже если они не озвучивают свои сомнения вслух, внутри они все равно мечутся и сомневаются, а правильно ли они выбирают. Конечно далеко не каждый из них станет мучать себя и других выбором одежды или еды, но принимая более важные решения, такие люди могут просто загнать себя и всех окружающих в тупик, из которого как будто нет никакого выхода.

Если вы узнали себя или кого-то из своих знакомых, у вас наверняка возник вопрос, как же взаимодействовать с такими людьми, как помочь им сделать быстрый и правильный выбор. Или как научиться самому не делать из простого выбора проблему проблем.
Продолжение следует...


Как выбрать из двух зол? Продолжение.
Вчера я рассказывала вам о людях, для которых любой выбор весьма сложное и мучительное занятие, потому что для них выбор – это всегда выбор из двух зол. Как помочь такому человеку и научить его не мучиться, принимая решения?

Идеальный вариант для такого человека – это когда кто-то другой берет на себя роль лидера и принимает за него решения. Если вы именно такой человек, то вашему другу просто повезло. В следующий раз, когда он будет сомневаться, какой салат взять на бизнес-ланч или какую кофточку купить, просто скажите ему: «Ну что ты страдаешь, давай я выберу за тебя». Но сложность здесь еще и в том, что вы должны обладать определенным авторитетом для такого человека и он должен вам доверять.

Помните у героя фильм «Автострада 60» был волшебный шарик, который мог подсказать правильное решение? Я видела такие шарики в продаже и, по-моему, это отличный подарок для сомневающегося человека. Некоторые из таких людей смогли доверить право выбора судьбе и теперь они отлично себя чувствуют. Не можешь выбрать мороженое? Клубничное – орел, шоколадное – решка. Бросаем монетку и дело сделано. Не можете выбрать, куда поехать отдыхать? Открываете карту и тыкаете пальцем.

Когда я встречаю клиента такого типа, я понимаю, что постоянные сомнение могут стать серьезным препятствием в нашей работе. И поскольку я считаю неправильным, когда консультант принимает решения за клиентов (хотя многие именно этого хотят), то моя задача научить клиента самостоятельно принимать решения, не мучаясь выбором. Для начала таким людям нужно понять, что чаще всего им нет необходимости жениться на своем выборе. У них есть право ошибаться и изменять свое решение, есть возможность тестировать разные варианты. Нет необходимости, выбирая, например, способ рекламы, делать этот выбор один раз и навсегда пока смерть не разлучит вас. Возможно для кого-то это звучит как банальность, но для некоторых моих клиентов это становится настоящим открытием – тот факт, что они могут изменить свой выбор. И их задача не перебирать в голове все возможные негативные последствия в перспективе 10 лет от каждого из вариантов решения, а найти возможность протестировать каждый вариант максимально безболезненно.

Например, как выбрать способ рекламы? Составить список всех потенциальных способов, выделить на каждый какой-то не критичный бюджет и протестировать, заранее продумав, по каким показателем мы узнаем о его эффективности. Как узнать, нужно ли вводить новый продукт? Обзвонить группу клиентов и поинтересоваться их мнением. Почти для каждого решения в бизнесе можно найти такой способ теста. Иногда конечно приходится рисковать, но в конце концов ничего страшного не случится, если вы иногда ошибетесь.

И теперь расскажу о моем любимом способе принятия решений, который помог сэкономить многие часы раздумий и миллионы нервных клеток моим клиентам. Итак, представим, что вам нужно принять жизненно важное решение по вашему бизнесу, и у вас несколько вариантов. Что обычно происходит в такой момент в вашей голове? По каждому из вариантов есть множество нюансов, множество сомнений, множество различны путей развития событий. И вы пытаетесь в голове решить это уравнение с десятком неизвестных. Ваше сознание выхватывает то один, то другой кусок этого уравнения, и конечно вы не можете его решить, потому что просто не видите картину целиком.

Поэтому я советую взять лист бумаги и ручку, нарисовать таблицу с 5 колонками. В первую колонку вы записываете вариант решения, во вторую – плюсы, которые вы получите, если примете это решение, в третью – минусы, если примите это решение, в четвертую – плюсы, если вы не примите это решение, в пятую – минусы, если вы не примите это решение. Иногда этого бывает достаточно, если у какого-то решения вы сразу видите слишком критичные минусы, или же другое существенно перевешивает по плюсам. Но если решение не очевидно, то можно применить математический способ принятие решения. Присвойте каждому плюсу и минусу какое-то значение по 5-бальной шкале, оцените насколько этот параметр важен, существенен, критичен. И после этого подсчитайте, какое количество баллов набирает каждое решение.

И самое главное, помните, что какой бы выбор вы не сделали – вы всегда делаете лучший выбор. Даже совершая ошибку, вы чему-то учитесь и становитесь лучше.







Наталья Рачковская